Залив имеет искусственное происхождение и появился более 70 лет назад. Здесь расположена ремонтно-эксплуатационная база Восточно-Сибирского речного пароходства. Тут стоят корабли, курсирующие по Ангаре, тут же их и ремонтируют. Байкальский флот, разделенный плотиной, имеет три ремонтные базы - в Солнечном, Порт Байкале и заливе Затон.
Попасть сюда с суши практически нереально - объект охраняется и вас сразу попросят уйти бдительные охранники. А вот с воды можно спокойно любоваться тихо стоящими старыми кораблями. У каждого из них своя история и мы хотели бы поделиться некоторыми из них.
Теплоход Метеор
Больше всего внимания привлекают судна на подводных крыльях - теплоходы Метеор. Они резко контрастируют с остальными кораблями, большая часть их которых покрыты ржавчиной.
Всего в Затоне три Метеора, но скорее всего вы увидите только два. Один из них стоит на стапеле, а другой спущен на воду и готов сменить своего напарника на маршруте Иркутск - Братск.
Метеор - один из самых быстрых кораблей байкальского флота. Он может развивать скорость до 75 км в час, а расстояние от Иркутска до Братска преодолевает за 12 часов, со всеми остановками. Помимо своей быстроходности и изящного вида, он также обладает большой вместительностью и способен перевозить до 120 пассажиров.
Метеор на стапеле
Буксиры "Механик Строцкий" и "Капитан Андрулайтис"
Эти два теплохода, названы именами работников-ветеранов, которые трудились в пароходстве всю жизнь.
Последний - в честь капитана Казимира Андрулайтиса, отдавшего пароходству больше 40 лет. Байкальскиий капитан остался в истории благодаря своей гениальной шкиперской операции. Именно он провел ледокол Ангара через исток Ангары в Иркутск, минуя очень сложные места.
Байкальский капитан Казимир Андрулайтис
Вот как эта операция описана в книге Александра Кузьмина «Сад моей памяти»:
"Беспризорный ледокол «Ангара», легенда байкальской флотилии, доживал свой век в порту Байкал. Поверхностное обследование выявило ещё достаточно прочный корпус, и тогда было решено превратить ледокол в музей на плаву. Только для этого надо было провести судно через исток Ангары и дальше по водохранилищу до Иркутска. Фарватер в истоке так узок и неглубок, что даже яхты вписываются в него только при изрядном мастерстве рулевого. Разумеется, фарватер размечен буями, но течение настолько сильное и незаметное, что можно легко промахнуться. И вот через этот лабиринт надо было провести огромный неуправляемый корабль с осадкой 4,5 метра. По расчётам Казимира Александровича, с обеих сторон к «Ангаре» подвели две тысячетонных баржи, заполнили их водой, осадив до уровня ледокола, а затем завели под днище трёх судов сеть из крепких тросов, связали их в единую сцепку и принялись откачивать воду из барж. Корабль оттого поднялся на несколько метров и, отрабатывая двигателями направление, медленно вошёл в струю. Такого зрелища Байкал ещё не видывал. На главном мостике стоял капитан Андрулайтис и спокойно отдавал команды, словно исполнял обыденную работу. Спустившись к Большой Речке, матросы перевели дыхание. Шёл 1974 год..."
Буксир Капитан Андрулайтис на стапеле
Сухогруз "Мангышлак"
Суровый и величественный Мангышлак - один из самых старый кораблей Затона. Он был построен в 1966 году как танкер, но в 2002 году его переоборудовали в сухогруз.
Его название переносит нас к берегам теплого южного моря. Корабль назвали в честь полуострова в Казахстане, который расположился на восточном побережье Каспия.
Сухогруз Мангышлак
Теплоходы «Лебедь», «Сокол» и «Москва-67"
Следующие корабли относятся к типу речных трамвайчиков. Однако работают только последние два.
Москва 67 - трамвайчик со сложной судьбой. Он изначально работал на Селенге, в Улан-Удэнском речном порту. Но после закрытия порта его перегнали в Иркутск, возить уже иркутских туристов.
Прогулочный теплоход Лебедь
Мы описали только часть кораблей, стоящих в заливе Затон, но продолжаем собирать информацию, чтобы делиться ей с вами.